«Через десятки и сотни лет память о вас жива» — эти слова выбиты на памятнике, венчающем воинское захоронение на высоком берегу реки Воря. Монумент установлен в 1986 году комсомольцами моторостроительного завода. На этом месте в годы Великой Отечественной войны проходили жестокие бои — сначала оборонительной, а затем наступательной операций 33 и 43 армий Западного фронта.

В середине восьмидесятых группа туристов-воднико с калужского моторостроительного объединения отправилась в путешествие по рекам Угра и Воря. На одном из привалов они углубились в лес, набрать дров. И увидели жуткую картину — лесной массив, изрезанный следами боев, полуразрушенные окопы и траншеи, колючая проволока, гильзы и снаряды, ящики от боеприпасов, пробитые каски и останки павших солдат.

«По форме касок, по истлевшим останкам обмундирования было видно, что это советские воины. И такое складывалось впечатление, что на этом поле брани со времен войны не ступала нога человека», — так писали очевидцы события в заводской газете «Мотор». Тогда была проведена и первая церемония захоронения павших солдат, над могилой возвели временный памятник. В экспедицию, обнаружившую место гибели советских бойцов, входило семеро моторостроителей: Ю. Князев, А. Маркин, А. Федергер, К. Белов, В. Волков и А. Березовский.

Эта история взволновала весь завод, было решено продолжить поисковые работы, а на месте гибели и захоронения установить капитальный памятник. Своими силами молодые рабочие изготовили его из нержавеющей стали. Хорошо помогло в организации экспедиции и руководство завода.

3 октября 1986 года экспедиционная группа из 38 человек под руководством Александра Березовского вновь отправилась на берег реки Воря. Часть пути была проделана на автомобилях, затем на байдарках и катамаране. К моторостроителям присоединились ученики подшефной 14 школы.

«На высоком берегу Вори выкопали могилу и опустили останки. Сверху накрыли их красным флагом. На состоявшемся митинге не было пышных речей и громких лозунгов. Все было просто, торжественно, достойно и, наверное, поэтому запомнилось на всю жизнь», — пишет автор статьи «Обелиск на круче» М. Букатов в газете «Мотор» 23 февраля 1988 года. С того времени походы заводских спортсменов к «обелиску на круче» проходили два раза в год.

В 2019 году историческую эстафету моторостроителей восьмидесятых подхватили молодые моторостроители, которые провели экспедицию к месту боевой славы на реке Воря. 18 и 19 мая группа из 11 человек, в состав которой вошли представители Совета и актива работающей молодежи, преодолели нелёгкий маршрут к месту, где установлен обелиск. В преддверии Дня Победы Совет ветеранов завода обратился к молодым заводчанам с предложением посетить воинское захоронение «Березки» на реке Воря. Молодежный Совет поддержал инициативу. Выйдя из Калуги 18 мая, экспедиция преодолела путь на поезде до станции Угрюмово, затем 6 км пешком до деревни Савиново и далее лесными тропами до берега Вори, где установлен обелиск. По пути пришлось преодолевать реку вброд. Общая продолжительность маршрута — 30 километров.

Ежегодно в близлежащих лесных массивах проводятся поисковые мероприятия Вахты Памяти. За минувшие 33 года, «Березки» стали настоящим воинским мемориалом, где захоронено более 600 останков воинов. Неравнодушные калужане возвели на этом месте часовню, ухаживают за территорией.

«Там вся земля изрыта окопами, куда лопату не воткни — находишь следы войны», — рассказал участник экспедиции Андрей Романов, начальник бюро конструкторского отдела.

«15 апреля мы провели разведку маршрута. Дошли до обелиска, провели уборку на мемориале, покрасили выцветшие элементы. Планируем на следующий год сюда приехать вновь. Надо заменить табличку на обелиске, где сказано, что памятник установлен моторостроителями. Она со временем разрушается», — рассказывает Иван Северин, слесарь-сборщик двигателей и агрегатов СИЦ № 122.

Не обошлось в походе и без сложностей. Для того чтобы преодолеть маршрут в 30 км, неся груз, перейти реку вброд, надо иметь приличную физическую форму. Ночная температура +6 С. Спали в палатках в спальниках. Прохладно. Но все справились и даже остались довольны.

«Запомнилось многое. Самое эпичное и веселое — это форсирование реки. На обратном пути мы даже купались. Еще — специфика походной еды. Вода из реки, соль, пшенка, консервы, сухофрукты. Если дома не стали бы так есть, то в походе уплетали на ура», — говорит Иван Северин.

Коллегу поддерживает и Андрей Романов: «Ощущения максимально положительные. Мы готовились. Люди пошли в поход исключительно заинтересованные, мотивированные. Понимали, куда и зачем идём. Все было по плану. Команду проверили и себя. Хотим летом совершить ещё одну подобную вылазку, в другое место».

Мы часто говорим и пишем, что калужские моторостроители сильны своими традициями в работе, общественной жизни, взаимопомощи, отношении к заводу. И это не пустые слова, за ними стоят реальные дела и гражданская зрелость. Экспедиция молодых моторостроителей, продолживших эстафету своих сверстников из восьмидесятых годов прошлого века — ещё одно достойное подтверждение этих слов.